Инновационная деятельность



Волшебные кольца  Луллия


Подготовил воспитатель
Гр. Одуванчик
Ушакова О.П.


Челябинск, 2018


В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в  виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффекитивным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.
Цели ставятся разные, в зависимости от той индивидуальной работы, которую запланировал воспитатель.
Задачи: Развивать творческое мышление дошкольника. Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.
Дидактическое многофункциональное пособие «Волшебные круги Луллия» может использоваться как в младшем дошкольном возрасте, так и для детей старшего дошкольного возраста с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Кольца Луллия многофункциональное пособие, так как с его помощью можно решать множество образовательных задач: 
  1. Развивать логическое мышление.
  2. Тренировать наглядно-образное мышление.
  3. Развивать представление о множестве.
  4. Тренировать в счёте, решение примеров.
  5. Знакомство с цифрой, цветом, размером.
  6. Развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении  цели.
Принцип работы следующий. Например, вы знакомите дошкольников с животными. На одном из колец помещаются изображения животных, на втором места их обитания, на третьем пища животных. Вращая кольца и соединяя сектора дошкольники запомнят, что птица живёт в гнезде и питается насекомыми, а заяц живет в лесу и ест морковку.
С возрастом эту игру можно усложнить, предложить детям подумать, что будет с белкой, если она попадёт в гнездо и будет питаться морковкой (соединять сектора в любой комбинации могут дети и составлять, таким образом творческие рассказы).
Использовать кольца Луллия можно в любых областях. Например, закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра), знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном), развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах). Варианты использования этого пособия безграничны. Знакомя детей с рукотворным и природным миром я изготовила такие кольца Луллия.

      

Игры с использованием пособия «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ»
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Вариант игры:
Игровое упражнение «Весёлая логика»
Задача:   Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. (Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.)
Вариант игры:
Игровое упражнение «Побери заплатку»
Задача:   учить детей подбирать соответствующие "заплатки« по форме и рисунку; развивать логическое мышление, внимание; закрепить знание геометрических фигур;
Вариант игры:
Игровое упражнение «Найди закономерность»
Задача:  Учить находить закономерность в расположении геометрических фигур.

Варианты колец:
Для игр с экологическим содержанием:
№ 1  Сосна, береза, орешник, липа, ель, дуб, рябина, клен.
№ 2  Семена и плоды вышеперечисленных деревьев и кустарника.
№ 3  Листья вышеперечисленных деревьев и кустарника.
№ 4  Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица.
№ 5  Нора, гнездо, дупло, улей, будка, берлога.
№ 6  Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.
№ 7  Разные формы птичьих клювов
№ 8  Разные виды птичьих ног.
№ 9  Разные виды птичьих крыльев.
№ 10  Город, деревня, лес, море, горы, болото.
№ 11 Любые животные
№ 12 Детеныши животных кольца № 11.
Для игр по формированию звуковой культуры речи и обучению грамоте:
№ 13. 1.  Картинки с изображением предметов со звуком «Р» в начале, середине и конце слова…
№ 13.2…  со звуком «Л», «Ш», «Ч» и т. д.
№ 14  Схемы для поиска заданного звука.
№ 15  Символы, обозначающие большой и маленький размер.
№ 16  Цифры от 1 до 8.
№ 17  Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы.
№18  Любые предметы.
Игры с «Кольцами Луллия» можно условно разделить на три типа.
Игры на подбор пары
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца.
Игры экологического содержания.
 «Найди, где живет» — кольца № 4 и 5.
«Назови детеныша» — кольца № 11 и 12.
«С чьей ветки детки?» — кольца № 1 и 2; № 2 и 3; № 1 и 3.
«Крылья, ноги и клювы» — кольца № 6 и 9; № 6 и 8; № 6 и 7.
«Подбери место обитания» — кольца № 6 и 10.
Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте:
«Найди заданный звук в начале, середине и конце слова» —
кольца № 14 и 13.1, 13.2.
«Чей дом?» — кольца № 4 и 5 («Берлога чья? Медвежья».)
«Чей нос, чей хвост» — кольца № 17 и 11.
«Назови, сколько» — кольца № 16 и 6; № 16 и 1; № 16 и 4; № 16 и 18.
«Уменьшаем, увеличиваем» — № 15 и 17.
Игры на развитие творческого воображения
Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки колец № 11 и 12. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить. Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.
Кольца № 4 и 10.
Комбинации:
Лиса в море. Может быть,  лису везут пароходом в новый зоопарк?
Лиса в болоте — погналась за добычей, вот и завязла бедная.
Лиса в деревне — опять кур крадет.
Лиса в городе — в зоопарке и т. д.
Кольца № 6 и 10 можно использовать для обсуждения вопроса, почему птица не может жить в данной местности.
Варианты колец каждый педагог может выбрать самостоятельно,  можно придумать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники.
Целесообразно подобрать круги с изображением образцов материалов — древесина, пластик, стекло и т.д., разнообразные предметы мебели, посуды, бытовые приборы. Пригодится и круг с разными оттенками цветов, а так же с изображением местонахождения разных объектов. Нанизав на стержень такие круги и раскрутив их в произвольном порядке можно фантазировать очень долго. Ответы детей будут очень неожиданными и к тому же это очень весёлое занятие.
Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать педагогу в работе с детьми в детском саду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий